Размер шрифта: A AA Цвет сайта ЦЦЦОбычная версия

Пора в школу

Что надо знать будущему первокласснику?

Первый год учебы имеет огромное значение в жизни ребенка. Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап. От него зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе.

Всем вам, взрослым, хочется, чтобы все было хорошо, чтобы ваш ребенок хорошо учился, не болел, не уставал. И для этого вы стараетесь подготовить ребенка к обучению в школе. Не так важно, чтобы ребенок умел читать, писать, считать, важнее формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению. Здесь приведен примерный список того, что должен знать и уметь ребенок к концу дошкольного периода.

Я и общество
Дети должны знать:
— название нашей страны и её столицы;
 — флаг, герб России;
 — название родного города, села, свой адрес.


Дети должны иметь представление:
— о всенародных праздниках;
 — о труде людей в городе и сельской местности.

Дети должны уметь рассказывать о своей семье.

Предметный мир
Дети должны уметь:
— сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
 — называть материалы, из которых они изготовлены;
 — понимать значение обобщающих слов.

Математические знания
Дети должны знать:
— состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);
 — состав чисел из двух меньших.

Количество и счет
Дети должны уметь:
— сравнивать по длине, высоте, ширине;
 — ориентироваться на листе бумаги;
 — различать форму предметов;
 — составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
 — измерять длину предметов с помощью условной мерки;
 — сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
 — делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

Время
Дети должны уметь:
— различать и называть части суток и их последовательность;
 — понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра»;
 — знать дни недели, их последовательность;
 — уметь называть месяцы года.

Неживая природа
Дети должны:
— иметь представление о сезонных изменениях в природе;
 — определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

Животный мир
Дети должны иметь представление:
— о домашних и диких животных;
 — о перелетных и зимующих птицах;
 — о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир
Дети должны иметь представление:
— об условиях необходимых для роста растений;
 — о лесных ягодах и грибах;
 — об овощах и фруктах;
 — о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Крупная моторика
Дети должны уметь:
— прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;
 — точно ловить и кидать мяч;
 — на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;
 — застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Мелкая моторика
Дети должны уметь:
— проводить прямые, не дрожащие линии;
 — «видеть» строку и писать в ней;
 — видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.


*В гостях одни дети ведут себя лучше, чем дома, а другие -  гораздо хуже. Не увеличивайте обычную дозу замечаний, даже рискуя выглядеть плохим воспитателем.

*Когда вы говорите с детьми, вы всегда уверены в том, что все наши суждения – истина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте!

*Обычно советуют: если вы в чем-то отказали ребенку, будьте последовательны – и не уступайте ему. Но этот совет не всегда хорош. Бесконечно уступая, вы можете избаловать ребенка, но никогда не уступая вы выглядите  жестокосердными в его глазах.

*Иногда дети о чем-то спрашивают родителей из другой комнаты. Не отвечайте. Если же ребенок придет и спросит: «Ты что, не слышишь?», скажите: «Когда со мной говорят из другой комнаты – не слышу».

 

*Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме. Чем чаще смеются дети, тем лучше воспитание.

vНекоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.

*Ни в чем не подозревайте ребенка, даже если вам кажется, что он украл, что он курит, что он совершил что-то дурное. Лучше подавите подозрение. Даже невысказанное, оно унижает его.

*Никогда не упрекайте ребенка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А еще мальчик!», ни куском хлеба: «Мы тебя поим, кормим…».

*Бывает так: папа уходит утром, мальчик еще спит, приходит вечером – мальчик уже спит. А в воскресенье папа – на рыбалку. Но хотя бы после рыбалки спросите у сына: «Как дела?»

*Старайтесь никогда не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседях, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

*В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

*Мы привыкли, что дети о чем-то просят родителей. А сами вы умеете просить детей, или только приказываете? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

 

*Когда ребенок совершает что-нибудь дурное, его обычно мучает совесть, но вы наказываете его, и совесть замолкает, а это опасно.

*Провожайте ребенка до дверей; советуйте ему быть осторожным на улице. Встречайте ребенка у дверей, когда он возвращается из школы или с прогулки. Пусть он видит, что его возвращению рады.

*Внушайте ребенку давно известную формулу психологического здоровья:» Ты хорош, но не лучше других».

Вчера лишь тебе говорили – малыш,

Порой называли – проказник!

Сегодня уже ты за партой сидишь,

Зовут тебя все – ПЕРВОКЛАССНИК!

Серьёзен. Старателен.

Впрямь – ученик!

Букварь… за страницей страница.

А сколько вокруг замечательных книг

Великое дело – учиться!

Как подготовить ребенка к школе?

Чтобы ребенку было легче освоиться в школе, подготовку к первому классу нужно начинать заранее. Постарайтесь сделать так, чтобы будущий первоклассник заранее познакомился с особенностями школьной жизни и принимал активное участие в подготовке к учебному году. Ведь если человек знает, что он в состоянии влиять на ситуацию, ему легче справиться с серьезными переменами в своей жизни.

Возьмите ребенка с собой в магазин, когда надо будет приобрести школьные принадлежности. Пусть он сам выберет себе пенал, ранец, ручки и тетрадки. Ненавязчиво направляйте выбор ребенка, объясняйте, что ему пригодится, а что нет, чем удобнее будет пользоваться – так он будет постепенно осваивать мир школьных вещей.

Расскажите о распорядке дня школьника, об уроках и переменах, о необходимости выполнять домашние задания.

Постарайтесь привлекать внимание ребенка к практическим деталям – что и как он будет делать. Помните – иногда то, что кажется нам, взрослым, само собой разумеющимся, для детей далеко не очевидно. Спросите, что он сам хотел бы узнать о школе. Не удивляйтесь, если вопрос будет задан спустя несколько дней – детям нужно время, чтобы «переварить» информацию.

Если ваш ребенок ходил в детский сад, ему будет легче освоиться с распорядком школьной жизни. Если же нет, объяснений потребуется больше, к новым порядкам придется привыкать с первых дней в школе. Объясните ребенку важность учебы, расскажите о том, что он узнает много интересного и многому на­учится.

Ваше отношение к школе будет определять и отношение к ней ребенка, поэтому, прежде чем начать беседовать о школе, вспомните приятные моменты из своей школьной жизни, учителей, которые вам помогали, и разговаривайте с ребенком, основываясь на этом положительном опыте.

Начало учебного года требует повышенного внимания родителей. Можно сказать без преувеличения, что от вашей помощи ребенку в первой четверти и особенно в первый месяц учебы будет во многом зависеть его школьная жизнь. Вселяйте в ребенка веру в себя, поддерживайте в трудной ситуации.

Учите конструктивно относиться к ошибкам и неудачам, объясняйте, что на ошибках учатся и что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Критические замечания могут лишить ребенка уверенности в себе, а это скажется и на всем его отношении к учебе.

Перед началом учебного года можно зайти с ребенком в школу, попросить показать класс, где он будет учиться. Чем больше будет для него знакомого, ожидаемого, тем ему будет легче.

Если у ребенка есть какие-либо особенности, которые важно учитывать в школьной жизни (заикание, плохое зрение, леворукость) сообщите об этом лично учителю до начала учебного года.

Важную роль играет режим дня первоклассника. Прежде всего надо следить за тем, чтобы ребенок рано ложился спать, для этого возраста подходящее время отхода ко сну – 21.00–21.30. Если ребенок ложился спать позже, вам необходимо перевести его на новый режим, мотивируя это именно потребностями школьной жизни. Можно сказать так: «Тебе надо будет рано вставать, тебе потребуется много сил для учебы, тебе столько предстоит узнать интересного, так многому на­учиться, что, конечно же, надо спать побольше». Переходить на другой режим лучше за одну-две недели до начала занятий в школе. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы первоклассник проводил больше времени на свежем воздухе.

Будущий первоклассник должен иметь:

— развитое наглядно-образное мышление (уметь работать с конструктором, поделочными материалами);

— достаточный для его возраста уровень развития внимания (уметь концентрироваться на выполняемом задании в течение 10-15 мин);

— развитую моторику кистей и пальцев рук (уметь работать с ножницами, цветной бумагой и карандашами, делать аппликации и рисовать);

— развитую зрительную и слуховую память, необходимую для запоминания с первого раза инструкции педагога к заданию и удержания ее в процессе всего выполнения заданий;

— достаточный для его возраста уровень развития словесно-логического мышления (уметь сравнивать предметы, устанавливать последовательность событий, проводить аналогии, делать выводы, обобщать);

— мотивационную готовность к обучению в школе (хотеть пойти в школу, учиться, выполнять задания – быть учеником).

 

Будущий первоклассник должен обладать:

— навыком выполнения деятельности произвольно и по образцу;

— коммуникативными навыками (уметь общаться со сверстниками, строить адекватные отношения со взрослыми с учетом ситуации общения);

— навыком саморегуляции (уметь справляться со своими отрицательными эмоциями, переживать неудачи);

— способностью к элементарной, но адекватной оценке результатов своего труда;

— навыком сознательного подчинения правилам образовательного учреждения и выполнения требований педагога.

 

Будущий первоклассник должен знать:

— свои имя, отчество и фамилию;

— день своего рождения;

— свой адрес (в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме и в какой квартире);

— имена, отчества и фамилии членов семьи, их профессии;

— правила поведения в общественных местах и на улице.

*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников.
Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на источник.

.